Вступление Джо Байдена в должность президента и ожидание перемен в политике США затмили факт того, что новая администрация наследует проблемные сделки старой администрации. Как раз к таковой можно отнести подписанное соглашение «первой фазы» торговой сделки между США и Китаем, предполагающее значительное расширение закупок американской продукции китайскими покупателями.
Новая администрация Белого дома унаследовала неприятный выбор: попытаться заставить Пекин выполнить свои обязательства по закупкам американских товаров, пересмотреть условия или просто игнорировать невыполнение Китаем этих условий.
Всеобщие ожидания если не прекращения, то отмены, торговой войны между двумя крупнейшими экономиками предполагают расширение взаимной торговли и возможную отмену данного соглашения. Однако введенные накануне санкции со стороны Китая к 27 американским гражданам в ответ на действия старой администрации задают общий негативный фон в работе с новой главой Белого дома.
К тому же растущая конкуренция со стороны Китая все так же остается на повестке дня нового президента США.
Китайская сторона между тем пытается выполнять подписанное соглашение, значительно увеличив импорт американских товаров, особенно энергоносителей. Сделка обязывала Китай покупать нереальные объемы американских товаров, в первую очередь энергоносителей, таких как сырая нефть, сжиженный природный газ (СПГ) и уголь, а также сельскохозяйственной продукции, такой как соевые бобы.
Пекин взял на себя обязательство приобрести энергоносители сверх базового уровня импорта из США 2017 г. в размере $9,1 млрд, из которых импорт на $18,5 млрд должен произойти в 2020 г. и на $33,9 млрд в 2021 г. Импорт сельскохозяйственной продукции должен быть в размере $36,5 млрд ежегодно.
По итогам 2020 г. можно констатировать, что импорт американских товаров в Китай значительно вырос, хотя, возможно, не достиг целевых уровней.
Например, импорт нефти из США в Китай в 2020 г. вырос на 211% к 2019 г. до 19,8 млн т. США переместились на 7-е место по объемам поставок нефти в Китай, обойдя Иран и Малайзию. Для сравнения: Саудовская Аравия поставила в Китай в прошлом году 84,9 млн т, а Россия — 83,6 млн т сырой нефти.
Импорт СПГ в декабре из США в Китай вырос до рекордного уровня 1,04 млн т или 15 судов. Покупки американского газа возобновились с апреля 2020 г.
Импорт американских соевых бобов в Китай в 2020 г. вырос на 52,8% г/г, составив 25,89 млн т, хотя закупки, вероятно, не дотянули до объемов, которые были необходимы для выполнения торговой сделки между странами.
В целом нынешний статус торговой сделки между администрацией Трампа и Китаем заключается в том, что несмотря на то, что она по многим параметрам не была исполнена, подписанное соглашение действительно стабилизирует торговые отношения между странами. Администрация нового президента, по меньшей мере имеет время, чтобы определиться с отношением к ее будущему и сможет, либо игнорировать, либо заключить соглашение о «второй» фазе торговой сделки, либо упразднить необходимость ее заключения.